Главная | Семейное право | Об убийстве бориса и глеба

1015 – Убийство князей Бориса и Глеба

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Содержание

Источники разделяют имена братьев: Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении в X в. Гибель братьев Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте.

Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком.

Удивительно, но факт! Михеев полагает, что источником всех сочинений является варяжская легенда об убийстве Бориса, дополненная затем русским рассказом о гибели Глеба и о борьбе Ярослава со Святополком.

Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет. Убийство Глеба После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем.

Удивительно, но факт! Как можно видеть, легенда об Агни сочетает в себе уникальные мотивы летописного рассказа об убийстве Бориса и скандинавского сказания о гибели Бурислава:

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба Убийство Глеба произошло 5 сентября г. Голубинский считает, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В саге рассказывается, как конунг Ярислейф Ярослав сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников. Также историографы и историки, начиная с С. Погодина считают Иакова Черноризца. В отношении рассказов об убийстве Бориса и Глеба в древнерусских летописях существует мнение, что все они до статьи г.

Михеев полагает, что источником всех сочинений является варяжская легенда об убийстве Бориса, дополненная затем русским рассказом о гибели Глеба и о борьбе Ярослава со Святополком. Канонизация Борис и Глеб считаются первыми русскими святыми, однако точная дата их канонизации вызывает споры: Шахматова это связано с перенесения около года тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и его погребением у церкви Святого Василия; В.

Этому предшествовало открытие мощей братьев после пожара, уничтожившего церковь Святого Василия, у которой они были погребены. Наиболее достоверной, по мнению исследователей Е.

освещенные об убийстве бориса и глеба постоял некоторое

Поппэ , является канонизация Бориса и Глеба, произошедшая при перенесении либо непосредственно после их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония была совершена 20 мая года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава, Святослава и Всеволода, киевского митрополита Георгия, ряда других архиерев и киевского монашества. При этом братьям сразу было установлено не местное, а общецерковное почитание, сделавшее их патронами Русской земли.

Эта датировка не находит поддержки у исследователей, которые указывают на присутствие имён Бориса и Глеба как святых в документах последней четверти XI в. Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.

Статья подготовлена по материалам: Dionisius , Public Domain. Полезная информация Мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб в крещении Роман и Давид Почитание в России Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников.

об убийстве бориса и глеба возможно

Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. Дни памяти В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования по юлианскому календарю: Изначально день памяти в месяцесловах относился к малым праздникам святые со славословием , затем стал отмечаться как средний святые с полиелеем , а со второй половины XII века этот день памяти в месяцесловах начали сопровождать знаком креста в круге, которым отмечают главные после двунадесятых церковные праздники.

Остальные дни памяти реже встречаются в древнерусских месяцесловах. Впервые все три дня памяти вместе встречаются в Московском типиконе года. В нём 2 мая положено совершать память святым с полиелеем и более торжественно, чем приходящееся на этот же день празднование памяти святителя Афанасия Александрийского один из Отцов Церкви. В уставе церковных служб кремлёвского Успенского собора на 2 июня указано: В современных минеях РПЦ на 2 мая указывается совершать святым полиелейную службу.

Строительство храмов и монастырей Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в году. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями. Среди них был меч Бориса, вывезенный в году во Владимир князем Андреем Боголюбским. Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в , и годах, не дали результата.

В е годы были построены деревянные храмы и на местах убийства братьев. Вскоре их заменили на каменные: В честь святых братьев возникло много церквей и обителей в разных городах России.

Похожие главы из других книг

До середины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в их честь. К древнейшим из них относятся: Борисоглебский собор в Чернигове до года ; Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем год ; Борисоглебская церковь в Полоцке середина XII века ; Борисоглебская церковь в Новгороде год ; Коложская церковь в Гродно — годы. В домонгольский период кроме монастырей при храмах, построенных на местах убийства братьев, были основаны обители: Борисоглебский монастырь в Торжке год, основан Ефремом Угрином, служившем в свите одного из братьев и Борисоглебский Надозёрный монастырь в Переславле-Залесском закрыт в году.

О более поздних храмах и монастырях, посвящённых святым Борису и Глебу, см. Борисоглебский монастырь и Борисоглебская церковь. Почитание за пределами России Почитание Бориса и Глеба как святых в других православных странах началось вскоре после их канонизации на Руси: Также Антоний пишет, что местные мастера делают списки с иконы Бориса и Глеба, которые вероятно продаются при самом храме. Это связано с развитием посредством Афона и Константинополя церковно-культурных связей между Русью и этими странами, а также с освобождением Болгарского и Сербского государств от власти Византии.

В XII веке песнопения князьям включали в себя 24 стихиры, 2 канона, 3 кондака с икосом, седален и светилен. Состав песнопений указывает на то, что они образовывали 3 службы, то есть для каждого из дней памяти святых. Согласно указанию в минее первой половины XII века, автором службы братьям является киевский митрополит Иоанн.

Убийство Бориса и Глеба

Несмотря на обширный состав песнопений Борису и Глебу, в домонгольский период их помещали только под 24 июля для праздника 2 мая в этот период приводился лишь один кондак. Первые тексты служб на 2 мая появляются в конце XIV века и составлены из ранее известных стихир. Новые стихиры для данного праздника появляются в XV века и связываются с творчеством Пахомия Логофета. В тексте паремий есть аллюзии на отрывки из Ветхого Завета, но основу составляют поучение о любви и ненависти между братьями 1-я паремия , история убийства Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком 2 и 3 паремии.

В XVII веке эти паремии были замены традиционными библейскими, включаемые в службы мученикам. Тропарь Борису и Глебу Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость. Тропарь на перенесение мощей.


Читайте также:

  • Причины развода с мужьями
  • Гражданское и семейное право мгюа
  • Помощь психолога при угрозе развода
  • Квартиры в астрахани по ипотеке сбербанк